fbpx

Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме в храме Гроба Господня

Тысячи людей в Великую Субботу стали свидетелями чуда схождения Благодатного огня в иерусалимcком храме Гроба Господня. Священный огонь появился в алтаре во время молитвы Патриарха Иерусалимского Феофила, как это бывает каждый год накануне православной Пасхи

Ежегодно накануне празднования Пасхи, в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч паломников со всего мира следят за происходящем. Полицейские тщательно обыскивают Патриарха и храм, ища хоть чего-то, что может произвести огонь. В одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. И вдруг на мраморной плите появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу прожитых лет Иисусом Христом). Люди умываются этим пламенем, проводят им по лицам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.

Служба Великой субботы в храме Гроба Господня символически изображает Страсти Христовы, к которым относятся Погребение и Воскресение Иисуса Христа. Сам вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. В отношении выносимого из Гроба Огня сами участники церемонии используют не слово «Огонь», а «Свет». В  Иерусалимской Церкви, пасхальное бдение (то есть вечерня и литургия Великой субботы) начиналось с древнего обряда возжжения вечернего света. Однако начиная с IX века источники сообщают уже не просто о благословении вечернего светильника, но о схождении Благодатного Огня как о чуде. Благодатный огонь ежегодно нисходит в Кувуклию (часовню над Гробом Господним). Первое упоминание об этом чуде относится еще к IV веку нашей эры. После сошествия Благодатного огня в Кувуклию  Патриарх передает огонь верующим. Это символизирует для каждого участника соприкосновение со Светом Истинным, с чудом Воскресения Иисуса Христа. Верующие с радостью передают друг другу этот Свет Истины.

Научного объяснения схождению благодатного огня до сих пор нет – верующие считают, что он появляется сверхъестественным образом.