Пýстынью или скитом в православной традиции называют монашеские поселения, удаленные от основного монастыря. В Голосеево таких целых три: Голосеевская, Китаевская и самая загадочная Сергиева. Монахи недаром облюбовали эти места. В густом лесу, изрезанном глубокими оврагами, много укромных уголков, спрятанных от мирской суеты и любопытных глаз. И сейчас заблудиться в Голосеевском лесу проще простого, учитывая множество дорог, дорожек и тропинок, расходящихся в разных направлениях. К счастью, со всех сторон лес окружен городом и куда-нибудь эти дорожки да выведут, но куда именно — это каждый раз будет сюрпризом. Для большинства людей именно такой способ путешествия по Голосеево является единственным возможным — лес неохотно открывает свои чудеса и тайны. А их хватает:Парк М. Рыльского и Ореховатские пруды. Это цивилизованные ворота в Голосеевский лес. Тенистые аллеи, дорожки, лавочки, летние кафе, пруды с утками. Все дорожки заасфальтированные, но уже здесь чувствуется крутой нрав голосеевского рельефа.
Маршрут начинается с РЦВиЯ ( бывшая ВДНХ — Всесоюзная Выставка Достижений Народного Хозяйства). Огромный памятник Советскому Союзу, канувшему в Лету, однако передающий мощь и величие замыслов построения коммунистического общества. Центральные павильоны и сейчас производят впечатление. А самое главное — это огромная территория, являющая частью Голосеевского леса, сохранившая его энергетику, идеально подходящая для прогулок. С Выставки мы попадем к уникальному огромному Дубу, 9м по периметру — мощный энергетический поток. Само место рядом с дубом имеет очень интересную энергетику соединения. Недалеко — Друидский Храм или Лесной Храм. Еще дальше Сергиева Пустынь. Основана она бывшим священнослужителем Сергеем Борисовым (отец Сергий) и представляет собой храм под открытым небом. В центре старое высокое дерево с иконкой и некой даже псевдокафедрой. Вокруг дерева геометрическим узором из песка размечено вытоптанное пространство. Тут же крохотный окопчик-келья, где отец Сергий совершает молебны. Лежат записки с именами за здравие или за упокой, значит уже есть своя паства. Если пройти чуть дальше в лес, на склоне обнаружаться небольшие пещерки, которые священник выкопал сам. Он там иногда обитает. Пространство Пустыни — умиротворение, общение с Богом. Побыв там можно глубже услышать самого себя, понять и сделать шаг в своем развитии. Далее совершим 3-х километровый переход с отдыхом к Китаевой Пустыни и посетим пещеры, в которых жила знаменитая старица Досефея. Там дважды бывал Серафим Саровский и получил благословление от Досифеи. Место это известно еще с княжеских времен под именем Пересечна. Здесь располагалось городище, следы которого можно обнаружить и сегодня. В XII в после падения Киева Пересечна перешла под контроль татар и получила новое название — Китаево (от тюркского «китай» — укрепление). В XIV веке здесь возник пещерный монастырь, основанный монахами-пустынниками, в нем побывали три венценосные особы: Елизавета I, Петр III и Екатерина II.
От пещер еще 2 км и мы доберемся до Голосеевской Пустыни, где сейчас находиться Голосеевский монастырь.
Упоминается Голосеевская пустынь в 1541 году, как владения Киево-Печёрской лавры. В то время на месте пустыни стоял хутор Киево-Печерской Лавры, а в 1617 году он упоминается как хутор Голосеевский. В первой пол. XVII в. Петр Могила, митрополит Киевский и одновременно лаврский настоятель, пленившись красотой окрестностей хутора, развел здесь сад, построил дом для себя и церковь во имя причтенного к лику святых соотечественника — молдаванина Иоанна Сочавского. Так возник скит, ставший со временем летней резиденцией митрополитов Киевских, настоятельствовавших в Лавре. Основание Голосеевской пустыни соотносят с 1631 г. В Голосеево некоторое время жили известные Киево-Печерские Святые Х1Х-ХХ вв.: митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров; ум. 1857 г.) и его духовник старец иеросхимонах Парфений (ум. 1855 г.), Христа ради юродивые старцы иеросхимонах Феофил (ум. 1853 г.) и рясофорный монах Паисий (в 1854 г. принял в пустыни рясофор; ум. 1893 г.), старец-духовник иеромонах Алексий (Шепелев; ум. 1917 г.).
В XVIII в. был заложен лесопарк («засеянный на голом месте» — отсюда, очевидно, и происходит название). Голосеево стало дачной местностью церковной знати.
В 1926 г. обитель упразднили. В частном доме возле пустыни долго жила и преставилась киевская подвижница Христа ради юродивая монахиня Алипия (Авдеева; ум. 1988 г.).
В 1993 г. монастырь возрожден. Из старых зданий уцелел лишь каменный летний дом митрополитов, в котором теперь размещены и единственный храм пустыни, и трапеза с кельями (в связи с чем недавно надстроен второй этаж). Церковь преп. Иоанна Многострадального Печерского почти совпадает с находившимся в здании до закрытия обители одноименным домовым храмом. Западнее дома стояла уничтоженная в советское время каменная Покровская церковь (1845г.), а восточное обнажены фундаменты также не дошедшего до нас каменного пятиглавого храма во имя Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1910-1912гг.). Последнему предшествовала одноименная деревянная церковь, в склепе под которой был погребен преп. старец Парфений (впоследствии мощи перенесены на кладбище близлежащей Преображенской пустыни, полностью уничтоженной в советское время). Еще далее к востоку уцелела часть монашеского кладбища, где выделяется надгробие на бывшей могиле преп. старца Алексия, чьи мощи обретены в 1993 г. и почивают в пустыни.
В монастыре есть чудотворных иконы, мощи Преподобной Алипии.
На этом маршрут заканчивается. От монастыря курсируют автобусы к метро.
Даты маршрута по мере комплектации группы. Заявку на участие можете направить по адресу tit777@ukr.net или по телефонам 099 6052799 , 067 1712221, 063 2047499 Игорь